Assassin's Creed последние несколько лет изрядно штормит. Разработчиков, словно охваченных морской болезнью, кидает от одного борта к другому, от замашек на Tower Defense к родине янки и войнам за независимость. Стоит отдать должное Ubisoft — в отличие от разработчиков другой ежегодной серии, создатели саги об ассасинах постоянно, пусть далеко не всегда удачно, все же пытались найти новые геймплейные ходы, открыть иные сеттинговые горизонты, чтобы хоть как-то освежить набившую оскомину механику. Большинство нововведений не было оценено фанатами, и стало понятно, что нужно решаться на серьезные концептуальные изменения. И наконец-то девелоперы на них решились.
А мы пойдем на запад!
Робкие шаги в этом направлении уже были сделаны в Assassin's Creed 3. Однако на тот момент Ubisoftеще не знала, куда двигаться, чтобы возродить общественный интерес к франшизе. И, хотя AC3 не сыскала особой любви у публики, креативщикам команды Ubisoft проект оказал неоценимую помощь, указав на два основных вектора успешного развития серии.
Во-первых, фанаты на ура приняли морские сражения. Более того, многие критики заявляли, что это было лучшее нововведение. Во-вторых, третья часть стала знаковой для основной тенденции, характеризующей эволюцию серии, а именно — уход от тематики противостояния ассасинов и тамплиеров. Аутентичный дух остался похороненным на Святой земле вместе с Альтаиром. Соответствовал ему, но в куда меньшей степени, Эцио. Коннор же вообще боролся за демократические свободы, за права негров и за свою индейскую семейку, а не за идеалы братства.
В общем-то, потеря характерных черт никого сильно не смущала — основные претензии были в адрес приевшегося игрового процесса, сюжетных несуразиц и бессмысленных нововведений. И тогда вUbisoft поняли: «Что ж, оказывается, можно делать игры серии Assassin's Creed не об ассасинах, а о ком угодно!» Куда же в таком случае нужно двигаться дальше? Вместе с первым вынесенным уроком из похождений Коннора ответ о направлении был очевиден: курс должен быть взят на Карибское море 18 века — коктейль из соленой воды, рома, флибустьерского пота и крови.
Abstergo Entertainment
Сразу нужно было решить, как поступить со столь немаловажной фишкой серии, как путешествия во времени c помощью «Анимуса». Ведь Дезмонд Майлз уже мертв, и основная сюжетная линия вроде бы как закончена. Авторы решили не отказываться от «Анимуса», но поменять его значение для раскрытия сюжета. Black Flag могла бы обойтись без эпизодов в современности, настолько невелико их значение.
Мы выступаем в роли нового сотрудника корпорации «Абстерго», изучающей генетическую память и осваивающей технологию переживания опыта чьих-либо предков. Нам достается проект, задачей которого является составление жизнеописания Эдварда Кенуэя — бравого пирата, а по совместительству одного из дедов знакомого нам Радунхагейду.
Историческая часть игрового процесса изредка будет прерываться, позволяя нам погулять по офису корпорации, порешать несложные головоломки и ознакомиться с гигабайтами очень занимательной информации. У Ubisoft все в порядке с чувством юмора и самоиронией: в компьютерах коллег можно найти забавные заметки о том, какие эпохи подходят для движка АС, почему двадцатый век не ложится на механику игры, могут ли в серии появиться зомби. Обнаружится и парочка упоминаний Watch_Dogs. Оказывается, сеть ctOS является одним из продуктов «Абстерго»!
Abstergo Entertainment
Сразу нужно было решить, как поступить со столь немаловажной фишкой серии, как путешествия во времени c помощью «Анимуса». Ведь Дезмонд Майлз уже мертв, и основная сюжетная линия вроде бы как закончена. Авторы решили не отказываться от «Анимуса», но поменять его значение для раскрытия сюжета. Black Flag могла бы обойтись без эпизодов в современности, настолько невелико их значение.
Мы выступаем в роли нового сотрудника корпорации «Абстерго», изучающей генетическую память и осваивающей технологию переживания опыта чьих-либо предков. Нам достается проект, задачей которого является составление жизнеописания Эдварда Кенуэя — бравого пирата, а по совместительству одного из дедов знакомого нам Радунхагейду.
Историческая часть игрового процесса изредка будет прерываться, позволяя нам погулять по офису корпорации, порешать несложные головоломки и ознакомиться с гигабайтами очень занимательной информации. У Ubisoft все в порядке с чувством юмора и самоиронией: в компьютерах коллег можно найти забавные заметки о том, какие эпохи подходят для движка АС, почему двадцатый век не ложится на механику игры, могут ли в серии появиться зомби. Обнаружится и парочка упоминаний Watch_Dogs. Оказывается, сеть ctOS является одним из продуктов «Абстерго»!
Ассасины Карибского моря
С каждой новой частью Ubisoft уходила от конфликта ассасинов-тамплиеров все дальше. Black Flagпродолжила эту тенденцию, буквально «плюнув» в лицо раздутому пафосу ассасинского кодекса первой части. Герой, в рукавах которого на этот раз будут запрятаны выдвижные клинки, являет собой безнравственного типа, занимающегося троллингом всей знакомой нам орденской тусовки. Никаких идейных убеждений и веры в благочестивые идеалы у него нет, лишь блеск золота да звон монет мотивируют Эдварда Кенуэя идти на риск.
Но авторам надо было как-то оправдать существование традиционного костюмчика главного героя. И сделали они это очень грациозно. Пират по натуре, Эдвард ввязывается в большую авантюру, однажды убивая ассасина и переоблачаясь в его одеяния. Все бы ничего, да Кенуэй, чуя немалую прибыль, вживается в роль и направляется в штаб тамплиеров, куда с предательской миссией направлялась жертва. Так начинается история его нелегких отношений с двумя орденами, в которых Эдвард принципиально придерживается позиции незаинтересованного наблюдателя, однако симпатизирует, естественно, ассасинам.
Гоняться за артефактами и истреблять тамплиеров мы будем исключительно с коммерческими целями. Первостепенными задачами в пиратском сообществе признаются драки в тавернах, грабеж кораблей и защита родного городка Нассау, притесняемого английской и испанской метрополиями. Веселый Роджер, бордели, ром, харизматичные персонажи вроде Черной Бороды — тема пиратства здесь раскрыта в полном объеме.
Не меньше половины времени мы проведем в открытом море. Ubisoft поняла, что «больше» не значит «лучше» — концепция огромных городов осталась в прошлом. На этот раз в нашем распоряжении целый архипелаг с огромным количеством мелких островков, деревушек и прочих занимательных мест. Бороздить водные просторы мы можем совершенно свободно, без всяких подзагрузок — игровой мир действительно удался на славу. Геймерское сообщество уже успело истосковаться по пиратской романтике предпоследних «Корсаров» — Black Flag удалось ее вернуть
Морской бой
Безусловно, морские битвы выглядят просто потрясающе. Красочные эффекты, великолепная динамика, разрушаемость кораблей, различные типы ядер с собственными характеристиками — все это делает водные баталии Black Flag одними из лучших в истории видеоигр. Когда же дело доходит до абордажа, приходишь в безмолвный восторг. В тот момент, когда твоя команда забрасывает на чужой борт багры, а ты по мачтам добираешься до неприятеля, чтобы совершить роковой прыжок сверху на капитана корабля, начинаешь верить, что перед тобой лучший симулятор пиратства.
Однако же, когда приходишь в себя, понимаешь, что Ubisoft во имя красоты и эффектности пришлось пожертвовать значительной долей реализма. Да, здесь мы можем создать свой флот, однако необходимости в нем нет — «Галка» в одиночку может потопить целую армаду. Дело в том, что во время абордажа остальные корабли, участвовавшие в сражении, перестают обстреливать нас и безучастно наворачивают круги вокруг. Захватив корабль, мы можем использовать его ресурсы для починки собственного судна. Происходит это моментально, так что, фокусируясь на одной вражеской посудине, мы можем уничтожить бесконечное количество врагов, вовремя выполняя абордаж и «исцеляясь от ран».
Правильно освоив эту технику, можно пройти значительную часть сюжета без прокачки «Галки». К тому же в игре присутствует один забавный баг, позволяющий с самого начала захватывать даже самые большие корабли. Однако если закрыть глаза на эти несуразицы, заниматься модернизацией очень увлекательно. Денег у вас никогда не будет много — вся наличность уходит на апгрейд персонажа и корабля. Помимо них нам понадобятся и другие ресурсы: шкуры и мясо животных пойдут на улучшение инвентаря Кенуэя, а древесина и металл — на апгрейд «Галки»
Поднять марселя, брамселя!
Желание эволюционировать, вырасти в большого пирата с четырьмя пистолетами на груди и огромным кораблем с сотней пушек на борту мотивирует на выполнение дополнительных заданий, на грабеж мирных судов, на поиск подводных сокровищ… Видов деятельности здесь очень много, но, в отличие от предыдущих частей, где беготня по занимательным местам карты воспринималась скорее как лишний груз и обязанность, а не развлечение, здесь проводить время за необязательной халтурой крайне приятно.
Глобальная карта содержит огромное количество «интересностей». В масштабе островов, как и раньше, активированные точки синхронизации, служащие теперь одновременно и постами для быстрого перемещения, покажут, какие увеселительные мероприятия можно обнаружить неподалеку. На суше мы можем отправиться в бордель, чтобы помахать кулаками и узнать расположение тайного клада, пособирать листки с пиратскими песнями, поохотиться на кабанов или крокодилов. Можно взяться за традиционные киллерские контракты или пройти параллельную кампанию по устранению тамплиеров — по выполнении этот вида заданий мы получим доступ к очень ценному сокровищу. Заняться здесь есть чем, и, что самое главное, побочная активность никогда не превращается в рутину.
На уровне целого архипелага функцию «синхронизации» выполняют форты — их взятие покажет, где плавают акулы, где затонуло судно с сокровищами, а где в гордом одиночестве таится какой-нибудь легендарный корабль, взятие которого сулит колоссальную прибыль. В первые несколько часов прохождения вы просто плюнете на сюжетную линию и будете свободно, на всех парусах бороздить морские просторы, разглядывать случайные корабли через подзорную трубу и захватывать наиболее богатые.
Когда же вы освоите навыки морской охоты и купите колокол для погружений, каждый выход в плавание будет восприниматься как уникальное и захватывающее путешествие — вы забудете о возможности быстрого перемещения. Все виды морской деятельности ощущаются как отдельные игры, но в целокупности они создают потрясающе цельную и богатую картину пиратской жизни.
Ты на море, я на суше
Что же касается игрового процесса на суше, то тут все в старом ассасинском стиле. Паркурная механика добралась до нас в нетронутом первозданном виде — правда, высоких точек для покорения почти не осталось. В инвентаре Эдварда имеются выдвижные клинки, основное оружие, пистолеты и знакомые многим обладателям Vita по Liberation духовые трубки с ядовитыми дротиками. Сражения в исполнении Кенуэя не столь зрелищны, как в исполнении Радунхагейду. Сама же техника боя не изменилась ни на йоту — это все еще казуальный и монотонный процесс чередования блокировок и ударов, в результате которого главный герой без труда кладет на лопатки целые армии соперников.
Типы врагов те же: обычные рядовые солдаты, быстрые ловкачи и бронированные «танки». Последние умеют бросать бомбы во время боя, однако суть дела это не меняет. Некоторые враги будут использовать огнестрельное оружие. Этот же элемент не только не осложняет сражение, но и упрощает его — во время перезарядки мы можем «обнять» любого противника и использовать его в качестве живого щита, что приведет к его быстрой и неминуемой гибели.
В общем, сухопутная часть геймплея осталась привычной. Однако ситуацию спасают отличная атмосфера и возросшее значение стелс-элементов. Чтобы захватить склады, намного проще выследить обладателя ключа и незаметно его устранить, подобравшись к нему сквозь заросли кукурузы, чем уничтожать всех обитателей плантации. Правда, иногда стелс удивляет своей недоработанностью. Вы можете пробежать перед носом у врага, а затем плюхнуться в кусты, и он проигнорирует ваше присутствие. Множество заданий в принудительном порядке будут запрещать нам показываться на глаза страже. Миссий по отслеживанию идущих куда-то и болтающих о чем-то противников стало заметно больше, и это немного докучает.
Свистать всех наверх!
Ubisoft не вняла чаяниям фанатов и не включила морские сражения в мультиплеер. Традиционная механика многопользовательского режима осталась прежней, однако авторы неплохо поработали над ошибками и внесли кое-какие коррективы. Все старые режимы, в том числе и «Волчья стая», успешно мигрировали в Black Flag, приспособившись к условиям нового пиратского сеттинга. Появились широкие возможности для кастомизации своего персонажа — внешний облик героя можно полностью поменять. Разрешат побаловаться с выбором специальных умений и перков — именно они определят ваш собственный стиль игры.
Главным же нововведением можно назвать появление «мастерской» — своеобразного редактора режимов. Здесь каждый пользователь может задать собственные правила боя и условия начисления очков. Например, можно запретить применять стрелковое оружие. Всего же здесь несколько сотен параметров, изменение которых позволит создать свой уникальный тип игры. Наработки можно представить не только друзьям, но и всему геймерскому сообществу. Кто знает, может, вы войдете в историю, если ваше творение будет замечено Ubisoft, и появится в следующих частях на правах официального режима.
Ubisoft удалось невозможное. Разработчики вытащили из пепла и тлена, казалось бы, уже отжившую свое механику и подарили ей вторую жизнь. Подобного перелома Assassin’s Creed ждала со второй части. Ассасины примерили пиратские костюмы (или пираты — ассасинские), вышли в открытое море, отказались от представлений о совести и чести — смена имиджа главных героев и своеобразный ребрендинг серии должны преподать очень важный урок другим разработчикам: всегда есть способ освежить даже самую старую концепцию.
Плюсы: абордажи, море, ром — идеально переданный дух пиратства.
Минусы: казуальность некоторых сторон геймплея; устаревшая боевая система на суше.